-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Katra_I

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.12.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 67725


Ложь, неправда, выдумка. Определяем по глазам

Воскресенье, 02 Мая 2010 г. 17:13 + в цитатник

 

М.Эриксон, Р.Бендлер и Дж.Гриндер обнаружили, что люди систематически перемещают зрачки глаз в определенных направлениях, в зависимости от того, какого типа мышление в этот момент происходит. Зрачки перемещаются непроизвольно, такие движения практически невозможно подделать, поэтому глаза собеседника становятся верным источником степени искренности, который легко считывается наблюдательным человеком.

Схема направления движений зрачков у правши

 

 

Визуальное, зрительное конструирование                                                 Визуальное, зрительное воспоминание

   Аудиальное, слуховое конструирование             Аудиальное, слуховое воспоминание
                              

 

                                                                                                                 

Кинетическое, чувственное воспоминание                                                 Внутренний диалог, контроль речи

 


Схему такого рода легче всего использовать, просто "наложив" ее на лицо какого-нибудь человека: заметив определенное направление взгляда, можно внутренне представить обозначение глазного сигнала доступа, соответствующего этому направлению, а следовательно, узнать, какого рода обработка информации происходит в голове этого человека.

    Довольно быстро можно определить ведущую модальность человека с помощью ряда вполне нейтральных пространных вопросов (например, "Какое событие произвело на Вас вчера наибольшее воздействие?"). Вам нужно просто обратить внимание, куда в этот момент направился взгляд собеседника. Для контроля обратите внимание, какую модальность Ваш партнер использует в своей речи при ответе на такие вопросы.

    Для уяснения движений глаз партнера (а вдруг они не соответствуют стандартной схеме!) задают легкие тестирующие вопросы, затрагивающие поочередно то визуальную ("как выглядит…"), то аудиальную ("как звучит…"), то кинестетическую ("как ощущается…") системы представлений.

 Например, Вы спросите: "Как звучит голос лягушки из-под металлического таза?" Человек этого наверняка никогда не слышал, поэтому будет конструировать, пытаться представить этот звук, и поэтому зрачки у него обязательно "уйдут" вправо в сторону (соответственно влево в сторону по нашему взгляду на этого человека). Если же Вы спросите: "Как звучит голос твоей матери?", то зрачки "уйдут" влево в сторону (соответственно, вправо в сторону по нашему взгляду на этого человека), потому что голос матери он знает и его надо только вспомнить.

    Если же, к примеру, человек в ответ на явно "кинестетическую" просьбу (например, вообразить, что он прикасается к бархату) реагирует в первое мгновение движением глаз по схеме "влево вверх" (т.е. вправо вверх от Вас), а уж потом ожидаемо "вправо вниз" (т.е. влево вниз от Вас), то это значит, что у него основная модальность визуальная, и поэтому ему необходимо сначала вспомнить вид бархата, а уж потом тактильные ощущения этой ткани.

Примеры проверочно-тренировочных вопросов

§         Во что был вчера одет Ваш сын? (ожидаемое движение зрачков объекта – вправо вверх от Вас – в "визуальное вспоминание").

§         Представьте себе красную собаку (ожидаемое движение зрачков – влево вверх от Вас – в "визуальное конструирование").

§         Как звучит Ваш квартирный звонок? (ожидаемое движение зрачков – вправо от Вас – в "аудиальное вспоминание").

§         Как бы звучал Ваш голос в огромной пещере (ожидаемое движение зрачков – влево от Вас – в "аудиальное конструирование").

§         Вспомните ощущения при порезе (ожидаемое движение зрачков – влево вниз от Вас – в "кинестетическое вспоминание").

      Кинестетического конструирования, конечно, не существует:  человек не может вообразить ощущения, которые не испытывались им ранее. Направление взгляда вправо вниз от Вас (соответственно, влево вниз у Вашего собеседника) говорит о том, что человек занят внутренним диалогом: задает себе вопросы или что-то говорит себе. Это направление взгляда совпадает еще с функцией контроля речи, когда человек тщательно отбирает слова, которые собирается произнести (это типичные взгляды переводчиков, докладчиков, людей, дающих интервью).

       Вы можете пользоваться подсказками глазных ключей доступа, чтобы обнаруживать ложную или "сконструированную" информацию. Давайте для практики возьмем обыкновенную бытовую задачу. В наше время ненормированный рабочий день – обычное дело, но жены, как правило, встречают мужей, поздно приходящих с работы, фразой: "Ну, и где ты был?.." Муж отвечает: "Да как обычно, думали над проблемой…" (опускает глаза влево вниз по взгляду жены, т.е.  вправо вниз от себя – в "кинестетику"). Вопрос: если работа мужа не связана с боксом или парфюмерией, то он говорит правду или ему все-таки есть что вспомнить из "нерабочих" ощущений? При ответе на дальнейшие детальные расспросы, в движениях его глаз были заметны перемещения зрачков в "визуальное конструирование образов" и затем по диагонали – в "контроль речи". Это признак чего – фантазии или искренности? 

      Учтите, что могут быть и помехи. Например, у типично "советских" людей, работников органов или судимых граждан характерно первое движение глаз как реакция на непонятные вопросы вправо вниз от Вас (или влево вниз от себя) – во внутренний диалог, в контроль речи ("не сболтнуть лишнего!"). Кроме того, в практике NLP известны редкие случаи т.н. синестезии, когда человек одновременно пользуется двумя системами представлений. К примеру, движения его зрачков свидетельствуют о доминировании кинестетических процессов, но в речи он употребляет визуальные предикаты. Для того чтобы вести разговор на "языке" такого "синестетика", необходимо использовать смешанные предикаты, например: "Я чувствую, что Вы видите…"

      Не забывайте, что небольшой процент людей – левши – характеризуется "обратной картиной", т.е. они перемещают глаза в соответствии с зеркальным отображением такой схемы. У левшей воспоминания и конструкции зеркально поменяются местами, а общая закономерность распределения зрительного, слухового и кинестетического опыта по "этажам" останется той же.

   Кроме того, есть еще четыре вспомогательных ключа глазного доступа.

   Движение глаз вертикально вверх означает такое же обращение к зрительной памяти, как и движение "вправо вверх" (по нашему взгляду на человека).

  Движение глаз вертикально вниз значит такое же обращение к чувственной памяти, как и движение "влево вниз" (по нашему взгляду на человека).

  Расфокусированные глаза (зрачки в центре, "взгляд в ничто") означают визуализацию – процесс мысленного просматривания зрительных образов. Это обычно является и  признаком восприятия, активного "впитывания" информации, задумчивости, погружения в собственный внутренний мир, и доступом к вспоминанию или конструированию визуального воображения.

     Закрытые глаза – вкус и запах. Хотя люди часто закрывают глаза, чтобы запомнить определенный вкус и запах, понаблюдайте за движениями глазных яблок под веками. Эти движения могут указать на любые из описанных выше ключей доступа.

 

Из книги Мелихова И.Н. "Скрытый гипноз"

 

 

 

Рубрики:  Психология


Процитировано 34 раз
Понравилось: 3 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку